О почве хрупкого нарцисса

1252644270__42374059_daffodil

 

Мы часто говорим о нарциссической личности, которой присуще пустое селф, грандиозное селф или подмена селф. Мы пытаемся рассмотреть этот тип личности с точки зрения его внутренней опустошенности и потерянности. Но мы забываем о почве, на которой этой личности пришлось вырасти. Как правило, это почва шизоидности. Почва, на которой страх потерять близость был слишком велик. Настолько велик, что человеку пришлось отказаться от себя. Ведь если бы этого страха не было, ему не пришлось бы подменять свою личность на другую, которую он продавал взамен на любовь, заботу и внимание.

Если посмотреть на нарцисса (или на того, кого мы привыкли называть нарциссом) с этой точки зрения, с точки зрения контакта, то мы увидим маленького ребенка с большими глазами, который просто очень боится. Боится настолько, что не может заметить в этом страхе себя реального, других реальными и эту жизнь в полном ее объеме. Условно говоря, это человек, который всегда, каждую минуту своей жизни носит перед глазами картинку о болезненной привязанности.

Это привязанность, которая была резко прервана, или носила невыносимый характер, или связана с частыми прерываниями, или просто ее качество было очень поверхностным. И тогда восстановить связь с собой, не восстановив связь с теми, кто должен был любить его безусловной любовью, почти что невозможно.

Наверное, ни для кого не секрет, насколько тяжело установить отношения привязанности с человеком, которого мы привыкли относить к нарциссической личности. Пробираться к такому человеку невероятно сложно. Нужно пройти ряд испытаний и тяжелый путь подобно тому, какой путь проходят принцы в сказках, чтоб завоевать свою принцессу, заточенную в замке.

Но как мне кажется, эта работа для этого человека будет, в конце концов, невероятно ценна, хоть он и будет пытаться обесценить ее в середине пути. Так выражается его страх перед истинной близостью. И в этом нет ничего удивительно. Ведь его никогда не любили просто так. И это стоит помнить, пробираясь к нему. Он, правда, оценит. Пусть даже молчаливо. Может никогда об этом не скажет вам. Но в его душе обязательно появиться оазис жизни, если он однажды пропустит туда хоть одного человека. Мне кажется, это хороший способ помочь человеку восстановить связь с собой – научивши его устанавливать связь с другими, пусть даже с терапевтом. Глубокую, теплую, искреннюю связь. Которой раньше у них никогда не было.

Берегите нарциссов. Они слишком хрупки. И почва, на которой они выросли, слишком зыбка.