Как связаны между собой возбуждение и тревога? Психолог Лариса Бандура | Бандура Лариса

Как связаны между собой возбуждение и тревога? Психолог Лариса Бандура

возбуждение и тревога ст

Друзья, сегодня у нас достаточно сложная тема. Тема о том, как связаны между собою возбуждение и тревога, почему они взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга? Также я обозначу основные экзистенциальные данности, которые связаны с сексуальностью. И конечно мы посмотрим, как все это решается, если в этом направлении наблюдается проблема?

Итак, если вы решите обратится к гештальт-терапевту, к специалисту, который работает, как и я в этом направлении, со своей сексуальной сложностью, то он не ограничится вопросами о вашей сексуальной жизни. Гештальт-терапевт будет смотреть на вашу жизнь в целом, расширяя и расширяя фон. Для чего это делается? Для того, чтобы понять, как ваша сексуальность влияет на жизнь и как ваша жизнь влияет на сексуальность — это очень взаимозависимые вещи.

Моя задача как гештальт-терапевта, как психотерапевта — не просто починить то, что сломалось, а сделать так, чтобы больше это не ломалось. И это то, с чем я больше всего работаю, — я не избавляю от симптома бегом, симптом всегда о чём-то говорит. Я много раз замечала, что возбуждение и тревога могут переживаться очень похожим образом или же, например, наоборот: от тревоги хочется заниматься сексом.

Что я подразумеваю под экзистенциальными данностями, и как они влияют на возбуждение и тревогу.

  1. Первый пункт — это ответственность. Если, например, вся ответственность в отношениях на мне, то это может вызывать у меня, попытку обвинять партнера, вызывать тревогу. Либо, если ответственность только на нём, то это вызывает подобные чувствования в моем партнере. А у меня может вызывать ощущение небезопасности и опять-таки на этом фоне уже тревогу. Естественно подобная ситуация приводит к сложностям в отношениях, что приводит к сложностям в сексуальной сфере жизни. Например, отсутствие секса или наоборот: зачастую удовлетворение без особой души, без отношений как таковых, просто секс ради секса. И это тоже, в конце концов, как минимум одного из партнеров перестает удовлетворять.
  2. Второе — это конечность бытия и экзистенциальное одиночество. Потому что, в конце концов, жизнь мы проживаем самостоятельно: только одна я отвечаю за свои решения, я их принимаю, и я живу свою жизнь, даже, если рядом есть партнер, он не проживает за меня. Большую часть моей жизни я проживаю всё равно сама.

И соответственно, в конечность бытия уходим мы тоже сами, как это известно. В одиночестве мы покидаем мир, потому что смерть приходит, лично к человеку, я никак не могу разделить смерть с кем-то. Соответственно, эти вещи тоже будоражат нашу психику. И, если у человека есть какая-то психологическая тревога из-за конечности бытия или собственного экзистенциального одиночества, то, что называют «одиночество в толпе», то это вполне может оказывать влияние на мою сексуальную жизнь.

Это может повлиять так, что у человека либо вообще не будет сексуальной жизни, например, отказ в угоду какого-то аскетизма. Либо наоборот — лихорадочно заниматься сексом, это происходит немного на генетическом уровне, боясь смерти, я буду пытаться продолжить свою жизнь в своих детях. Кстати, сублимация — это же тоже способ продолжить свой род, себя. Таким вот способом избежать тревоги от конечности бытия.

Также в конечность бытия входят, допереживания каких-то прошлых отношений, например, тех что недавно завершились. Часто человек может, завершая внутри себя эти отношения, не вступать в другие сексуальные связи.

  1. Следующий пункт — несовершенство. Переживание собственного несовершенства может прерывать контакт в сексуальной зоне, в плане того: нормально ли я выгляжу, всё ли в порядке с моей грудью, не торчит ли у меня живот, а может у меня где-то целлюлит — и он, конечно же, это заметит и больше никогда меня не захочет. Или с обратной стороны, если женщинам чаще свойственно переживать за свое тело, то мужчинам часто свойственно переживать: ой, она такая идеальная, я не могу быть рядом с ней не идеальным, я должен быть идеальным. И это провоцирует тоже определенные срывы на каком-то из циклов контакта сексуальности. Например, не возникает эрекция или нет оргазма.

Также сюда относится разрыв ожидания и реальности. И здесь могут быть два варианта: я ожидаю от себя определенных высот, а могу только так… Где присутствует неприятие, ограничение какое-то себя. И второй вариант, это ожидания от партнера, ожидание, например, его совершенства, возможно, идеальности какой-то. Я ожидаю, что он будет Бог, а он обычный человек оказался, может сколько может или только так может. Это тоже прерывает сексуальный контакт.

  1. Следующая экзистенциальная данность — это поиск смысла жизни. Как это проявляется в социальном контексте? Например, человек задается вопросами: а тот ли это мужчина, а та ли это женщина, а каких отношений я дальше с ним хочу, куда дальше наши отношения зайдут? И, если ответы на такие вопросы неудовлетворенные или нет определенной ясности в ответе, то внутри это тоже все может вызывать сильную тревогу и, соответственно, срыв в сексуальном контакте.
  2. Отдельно хотелось бы рассмотреть сексуальность, как экзистенциальную данность. Ведь, в конце концов, каждому человеку свойственно возбуждение, сексуальное желание и желание сексуального удовлетворения. Это нормально, все рано или поздно к этому приходят, и так или иначе, возможно разными способами, но как-то сексуально удовлетворяются.

Потому что, любовь, она может быть, а может не быть. Но сексуальный контакт — дает такое телесное слияние, при котором возникает ощущение, что это как будто бы единственный момент, когда я не один, когда я слит с кем-то. И это тоже, может удовлетворять огромный пласт тревоги.

Если вы испытываете тревогу постоянно, задумайтесь, задайте себе вопрос: от какой своей экзистенциальной тревоги я пытаюсь удовлетвориться?

Вообще, осознанность про свою тревогу в сексуальной сфере, отвечает на очень многие вопросы. Она, как будто бы дает свободу в сексуальной сфере. Вы сможете сами принимать решения заниматься сексом или нет. Это особенно важно, когда вы чувствуете, что вас несет в сексуальной сфере, промискуитет какой-то начинается или наоборот — сексуальный аскетизм, задавайтесь вопросами: что с вами? Какая тревога, какая экзистенциальная сложность вас сейчас очень сильно волнует?  Из-за чего ваше сексуальное поведение так меняется?

 

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут

https://www.youtube.com/user/larisaBandura