Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии. Психолог Лариса Бандура

Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии

Если человек посещает или собирается посещать сеансы психотерапии, для него немаловажным будет вопрос об этике психотерапевта. Что имеет право делать психотерапевт? Ответ на этот вопрос имеет большое значение – он дает понимание границ допустимого в отношениях между клиентом и терапевтом.

Самое важное правило – конфиденциальность. Любой психолог, если он соблюдает нормы этики, будет следовать принципу конфиденциальности, ведь это дело чести, своеобразный «кодекс нравственного поведения». Почему? Если психотерапевт не будет соблюдать нормы профессиональной этики, рано или поздно это станет известным, соответственно, ему не смогут доверять клиенты.

В каких случаях допускается нарушение конфиденциальности?

  1. В случае обращения психолога к своему супервизору, однако последний обязан соблюдать конфиденциальность. Многие психотерапевты в подобных ситуациях меняют имя клиента и какие-то факты из его жизни, которые не влияют на сам терапевтический процесс.
  2. В случаях, предусмотренных законом. В Америке и некоторых странах Европы даже в таких ситуациях необходим ордер для того, чтобы психотерапевт предоставил необходимую правоохранительным органам информацию о клиенте.

Обязан ли психотерапевт самостоятельно обратиться в правоохранительные органы, если клиент нарушил закон или ведет незаконную деятельность? Это достаточно сложный вопрос, требующий непосредственной юридической консультации.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда клиент покончил жизнь самоубийством, и к психотерапевту обратились из полиции для уточнения возможных причин такого действия. В этом случае конфиденциальность не сохраняется, так как защищать уже некого.

Следующий пункт в этике терапевта – не навредить клиенту, в том числе не использовать его в своих целях. Что относится к этому правилу? Во-первых, не сломать человека психологически. Во-вторых, не навязывать клиенту свое собственное решение, не делать за него выбор, подталкивая тем самым к своим внутренним ожиданиям (то есть не стоит проецировать личную жизнь на клиента). В каких случаях это может быть? Психолог не разобрался полностью со своими сложностями в жизни – не смог спасти собственный брак или отношения родителей, не осуществил детскую мечту стать художником и прочее.

Что касается приглашений клиента на семинары, интенсивы или лекции, терапевт обязан предупредить клиента, что он имеет право выбрать другого психотерапевта.

Некоторые клиенты предпочитают посещать двух терапевтов. Однако в таком случае возникает обратная ответственность со стороны пациента – как минимум нужно сообщить об этом психотерапевтам, так как в целом ситуация нездоровая и достаточно сложная. Кроме этого, стоит обязательно разобраться, почему это происходит. В норме динамическая долгосрочная психотерапия должна проводиться с одним и тем же человеком. Подобное поведение со стороны клиента может свидетельствовать о сильном сопротивлении. Даже если нет длительных изменений, рекомендуется посещать одного психотерапевта, только так можно оперативно разобраться в истинных причинах возникновения проблемы.

Третье правило, относящееся к этике психотерапевта, называется «Стоп». Клиент в любое время имеет право остановить своего терапевта и сказать: «Извините, об этом я сейчас не хочу говорить». Психолог, в свою очередь, не имеет права насиловать морально человека и ломать его сопротивление. В соответствии с нормами профессиональной этики, ответ терапевта в подобной ситуации должен быть таким: «Хорошо. Сегодня Вы не готовы обсуждать данную тему, что-то Вас беспокоит. Давайте, когда будете готовы, мы к ней вернемся». Для клиента это точка сопротивления, но прорываться через нее грубым образом психотерапевт не имеет права. Терапия – это не насилие, и каждый человек должен об этом помнить.

Последний пункт – терапевт обязан соблюдать рамки отношений «клиент-терапевт». Что это означает? Между психологом и человеком, посещающим сеансы психотерапии, не должно быть никаких других отношений – секс, прогулки по парку, походы в кино или театр, приглашение на кофе исключены. Все это нарушает безопасность клиента в первую очередь и только усугубляет его психологические проблемы. Наслоение двойных отношений в психике может создать обратный эффект. Как следствие, в дальнейшем клиент не сможет довериться психотерапии, получит тяжелую психологическую травму, над лечением которой нужно будет работать не один год. Именно поэтому, если терапевт пересекает границу профессиональных отношений и приглашает клиента в кафе, стоит обсудить этот вопрос с ним и указать на то, что он не имеет право это делать в силу этических норм поведения.

Что касается клиента, он имеет право приглашать куда-либо своего психотерапевта или предлагать отношения. Что делать с этим непосредственно терапевту – его собственное решение. Но самый оптимальный вариант в рамках длительной динамической терапии – отказ. В подобных вопросах нельзя лукавить и оправдывать свои действия – не имеет значения, какая по счету сессия (первая или вторая), как завязывались профессиональные отношения «клиент-терапевт» (только консультация или полноценное начало психотерапии).

 

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут

https://www.youtube.com/user/larisaBandura